Если спросить сегодня любого анархиста, какого цвета знамя анархизма, он не колеблясь ответит: черного или красно-черного. Но принятие этих цветов было долгим и противоречивым. Черное знамя впервые подняли в марте 1831 г. взбунтовавшиеся землекопы в Реймсе (Франция), написав на нем: "Труд или смерть!". Позднее в Лионе группа землекопов была за то же самое отправлена на гильотину. А 21 ноября 1831 г. в Лионе войска расстреляли манифестацию уволенных ткачей. В ответ вспыхнуло восстание. Мгновенно были сооружены баррикады, и над ними взвилось черное знамя с девизом: "Жить работая или умереть сражаясь!". Это было первое в истории массовое восстание рабочего класса. Во всех этих случаях черное знамя служило символом отчаяния и нищеты рабочих, готовых скорее умереть в борьбе за свои права, чем терпеть несправедливость. Кроме того, черный цвет стал связываться с антимонархической борьбой - ведь традиционным цветом монархии считался белый.
Во время республиканского восстания в Париже 5-6 июня 1832 г. повстанцы подняли уже красное знамя. С тех пор эти два цвета - красный и черный - считаются основными цветами анархического и вообще революционного движения по всему миру. В 1848 г. на баррикадах Парижа развевались оба знамени.
В 19-ом веке и первой трети 20-го века анархисты еще не решили, какое из этих двух знамен считать своим. Это было время, когда марксизм и социал-демократия еще не могли предъявлять исключительные права на красный флаг. Во многих странах он ассоциировался именно с анархистским движением. В 1871 г. французские анархисты сражались за Парижскую Коммуну под красным знаменем. Красным был цвет флагов большинства бакунистских федераций Международного товарищества рабочих (Первого Интернационала), в том числе известной Юрской Федерации (Швейцария). В марте 1877 г. члены этой федерации вышли на улицы Берна с красными знаменами, чтобы отметить годовщину Парижской Коммуны. Полиция напала на демонстрантов и стала вырывать знамена; завязался рукопашный бой, и несколько флагов удалось отстоять. Тогда анархист Поль Брусс написал известную в европейском рабочем движении песню - "Красное знамя", на мотив швейцарской военной песни "La libre Sarine".
Наряду с красными и черными знаменами, в 1871-1872 гг. в Италии появляется и красно-черное знамя, но расположение цветов отличалось от современного диагонального. Поле у этого флага было черным, но со всех сторон его окаймляла узкая красная полоса. По мнению историка анархизма Макса Неттлау, знамя было принято в противовес красному, которое марксисты стремились превратить в партийное. В начале 1870-х гг. красно-черное знамя появилось у мексиканских анархистов; там оно стало официальным символом нарождавшегося рабочего движения. За пределами Мексики оно тогда не распространилось. В годы Мексиканской революции (1910 -1917 гг.) красное знамя с черной полосой служило эмблемой анархо-синдикалистского "Дома рабочих мира" (1912-1916), а после революции красно-черные флаги подняли как проправительственная "Региональная конфедерация рабочих", так и анархо-синдикалистская Всеобщая конфедерация трудящихся (1921-1931). По-видимому, именно из Мексики заимствовал красно-черное знамя никарагуанский революционер А. Сандино, у которого его переняли, в свою очередь, многие партизанские группировки в Америке и Африке. Но эти движения уже не имели ничего общего с анархизмом.
Интересно, что другое направление мексиканской революции - аграрное во главе с Э. Сапатой - сражалось под национальным трехцветным флагом и под черным с черепом и костями, что отражало освободительные и революционно-религиозные традиции и представления крестьянства.
Распространение черного знамени в анархистском движении происходит в 1880-е гг. во Франции. Отправной точкой можно считать международный социально-революционный конгресс в Лондоне (14-20 июля 1881 г.), когда формально было провозглашено воссоздание Международного товарищества рабочих ("Черного Интернационала"). В тот период из-за антиорганизационных настроений тогдашних анархо-коммунистов Интернационал распался. В последующие годы часть анархистов по ряду причин предпочитала именно черное, а не красное знамя. После жесточайшего подавления Парижской Коммуны (было убито до 30 тысяч коммунаров) в Европе воцарилась реакция; в большинстве стран были запрещены секции Интернационала и красное знамя. Реакция сопровождалась усилением эксплуатации трудящихся, распространением голода, нищеты, безработицы, болезней. Для загнанных в подполье анархистского и рабочего движения Франции черное знамя стало символом, который лучше всего выражал настроения рабочего класса: нам нечего терять, кроме наших цепей. Это было антипартийное знамя, выражавшее смесь отчаяния и борьбы, полное отрицание власти и бескомпромиссность рабочего класса. "Это эмблема безработных", - говорила известная анархистка, участница Парижской Коммуны Луиза Мишель.
Вопрос о цвете знамени приобрел и некоторый организационный подтекст. Черный флаг приняла часть пропагандистских и боевых групп анархистов, которые работали как внутри, так и вне структур рабочего движения. Некоторые из них прибегали к тактике отчаяния - "пропаганде действием" (покушениям, бросанию бомб и т.д.) - вроде полумифической группе "Черная рука" в Испании. Повсеместного распространения черное знамя в конце 19 - начале 20 вв. не получило. Оно пользовалось популярностью во Франции, в России, Польше, Германии, Италии и ряде других стран, а также в Северной Америке, куда его привезли иммигранты из Европы.
Анархистское красное знамя сохраняло популярность в романских странах Европы, в Латинской Америке, в Скандинавии, на Дальнем Востоке... Абсолютно все анархо-синдикалистские и революционно-синдикалистские профсоюзы мира, а также часть анархистских групп ("Фридом" и Социалистическая лига в Британии, младосоциалистические клубы в Швеции, Норвегии, Дании и др.) предпочитали красные флаги.
Изменения произошли постепенно после российской революции 1917 г. По мере укрепления позиций "СССР" в мире красное знамя все чаще стало связываться с большевизмом и "Советской" Россией. До начала 30-х гг. красное знамя (наряду с черным) все еще оставалось символом анархистского движения. Повстанческая армия Махно на Украине сражалась под обоими флагами. В 1922 - 1931 гг. на эмблеме Международной ассоциации трудящихся (М.А.Т.) знамя с девизом "Освобождение трудящихся есть дело самих трудящихся" было еще красным. Многие местные анархо-синдикалистские организации имели свои собственные флаги. Так, в Германии у некоторых групп Свободного рабочего союза и Синдикалистско-анархистской молодежи были черные знамена с пятиконечной красной звездой в центре, у локальной федерации Центральной организации шведских рабочих в Гетеборге - черное знамя с красной диагональной полосой слева направо снизу вверх.
Современное диагональное красно-черное знамя появилось только в начале 30-х гг. в Испании и во Франции. В Испании спор о флаге шел с 1919 г. и имел теоретическую подоплеку о роли профсоюзной работы. В центре дискуссии оказались две анархистские группы из Барселоны - "Красное знамя" и "Черное знамя". Первая из них издавала одноименный журнал и в 1919 г. стала инициатором создания Иберийской анархистской коммунистической федерации, имевшей также секции во Франции. Эта группа подчеркивала важность профсоюзной организации. Вторая группа держалась в стороне от профсоюзной борьбы и занималась радикальной пропагандой. Противоречия между ними сохранялись до 1930 г. С падением монархии в Испании для анархо-синдикалистской работы открылись новые перспективы; прежний спор устарел.
Красно - чёрное знамя
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12010-03-02 18:54:08
Поделиться22010-03-02 18:56:29
Em
Шаг за шагом, босиком по воде,
G
Времена, что отпущены нам,
D
Солнцем в праздник, солью в беде
Hm H7
Души резали напополам.
По ошибке? Конечно, нет!
Награждают сердцами птиц,
Тех, кто помнит дорогу наверх,
И стремится бросится вниз.
Нас вели поводыри-облака,
За ступенью - ступень, как над пропастью мост,
Порою нас швыряло на дно,
Порой поднимало до самых звезд.
Em A(V) G(III) H(VIII)
Красное на черном!
Em A(V) H(VIII)
Красное на черном!
Шаг за шагом, сам черт не брат,
Солнцу время, Луне часы,
Словно в оттепель снегопад,
По земле проходили мы.
Нас величали черной чумой,
Нечистой силой честили нас,
Когда мы шли, как по передовой,
Под прицелом пристальных глаз.
Будь что будет! Что было, ЕСТЬ!
Смех да слезы, а чем еще жить?
И если песню не суждено допеть,
Так хотя бы успеть сложить.
Красное на черном!
Красное на черном!
А на Кресте не спекается кровь,
Гвозди так и не смогли заржаветь,
И как эпилог - все та же любовь,
А как пролог - все та же смерть.
Может быть, это только мой бред,
Может быть, жизнь не так хороша,
Может быть, я не выйду на свет,
Но я летал, когда пела душа,
И в груди хохотали костры,
И неслись к небесам по радуге слез.
Как смиренье - глаза Заратустры,
Как пощечина - Христос!
Красное на черном!
Красное на черном!
Поделиться32010-03-02 18:56:40
Сегодня опять ночь,
Сегодня опять сны.
Как странно вращает мной
Движение к весне от весны.
Сеть черно-белых строк,
Телевизионная плеть.
Я так хочу быть тут,
Но не могу здесь.
Черно-красный мой цвет,
Но он выбран, увы, не мной.
Кто-то очень похожий на стены
Давит меня собой.
Я продолжаю петь чьи-то слова,
Но все же, кто играет мной, а?
Нелепо искать глаза
Сквозь стекла солнцезащитных очков,
Но ночь обостряет зрение
Хищников и кротов,
Это все-таки шанс
Остаться сытым или живым.
Здесь каждому разрешено
Стать первым или вторым.